ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: объективная оценка возможностей ранней диагностики генерализованной послеродовой инфекции до наступления необратимых органных изменений.
Материалы и методы. Произведен ретроспективный анализ клинико-лабораторных данных по материалам судебно-медицинских экспертиз 29 случаев тяжелых материнских исходов, наступивших в результате сепсиса, в том числе у 17 «едва не умерших» («near miss») и у 12 умерших пациенток (maternal mortality). Контрольную группу составили 30 пациенток, перенесших хориоамнионит в родах и благополучно завершивших беременность. Статистический анализ результатов проведен методами непараметрической статистики с построением таблиц сопряженности с оценкой связи между признаками посредством распределения χ2 Пирсона.
Результаты. Получены достоверные различия частоты выявления некоторых симптомов в обеих группах. У пациенток с тяжелыми материнскими исходами значимо чаще, чем в контрольной группе еще до окончания беременности развивались гипертермия ≥38,0 °С или гипотермия ≤36,0 °С, гектическая лихорадка, лейкоцитоз ≥12×109/л или лейкопения ≤4×109/л; после окончания беременности наблюдались стойкий субфебрилитет, фебрилитет или гипотермия, гектическая лихорадка, синдром полиорганной недостаточности (ПОН), а также субинволюция матки и патологические выделения из половых путей.
Заключение. Раннее выявление известных симптомов синдрома системного воспалительного ответа и синдрома ПОН позволяет адекватно оценить степень тяжести состояния пациентки с учетом риска генерализации инфекции, способствует правильной постановке диагноза и своевременному проведению адекватных организационно-лечебных мероприятий.
Введение. В настоящее время нарушения системы гемостаза продолжают занимать одно из лидирующих мест в патогенезе репродуктивных потерь, ассоциируются с высоким риском невынашивания беременности и остаются одной из главных причин развития серьезных акушерских осложнений. Остаются актуальными вопросы целесообразности, эффективности и безопасности применения препаратов ацетилсалициловой кислоты (АСК) и низкомолекулярных гепаринов (НМГ) у беременных с тромбоцитопенией на фоне активации внутрисосудистого свертывания крови. Изучение патогенеза развития тромбоцитопении при беременности и поиск новых методов коррекции системы гемостаза обусловлены высоким риском развития различных перинатальных осложнений и необходимостью проведения профилактических мер с целью их предотвращения.
Цель исследования: изучить изменения в системе гемостаза и клинические исходы у беременных с тромбоцитопенией, обосновать применение антиагрегантов и антикоагулянтов у беременных с активацией внутрисосудистого свертывания крови для профилактики развития тромбоэмболических и плацента-ассоциированных осложнений беременности.
Материалы и методы. Проведено многоцентровое проспективное исследование с включением 299 беременных в сроке гестации 22,85 [22,00; 25,00] нед, средний возраст которых составил 31,06 [27,75; 35,00] лет. Выделено 3 группы: основную группу составили 124 беременных со сниженным количеством тромбоцитов и активацией внутрисосудистого свертывания крови, которые получали препарат АСК (комбинированный препарат: АСК 75 мг + магния гидроксид 15,2 мг/сут) и НМГ (эноксапарин натрия в индивидуально подобранной дозе) в течение 4 нед; 125 беременных группы сравнения не получали данных групп препаратов; в контрольную группу включили 50 женщин с нормальными показателями тромбоцитов при физиологически протекающей беременности. Всем пациенткам было проведено клинико-анамнестическое и лабораторное обследование, оценены клинические исходы беременности.
Результаты. На фоне применения препаратов АСК и НМГ у беременных основной группы наблюдали улучшение параметров гемостаза: отмечалось значимое увеличение количества тромбоцитов, снижение содержания фибриногена, протромбинового индекса, а также нормализация уровня антитромбина III (p < 0,01). В основной группе на фоне лечения в отличие от группы сравнения было установлено существенное снижение (p < 0,01) скорости (83,6 ± 2,3 % и 72,4 ± 2,7 %) и степени (86,4 ± 2,7 % и 74,4 ± 2,8 %) агрегации тромбоцитов и снижение содержания Д-димера (p < 0,01). Частота выявления хронической плацентарной недостаточности была значимо выше (p < 0,01) в группе сравнения (n = 50; 41,32 %), чем в основной группе беременных, получавших препараты АСК и НМГ (n = 20; 16,52 %), также как и частота развития преэклампсии средней (p = 0,016) и тяжелой (p = 0,018) степени. При сравнении объема кровопотери при родоразрешении различий между основной группой и группой сравнения не зарегистрировано (p = 0,46); отмечена только статистически значимая разница по сравнению с контрольной группой (p = 0,04), в которой установлена наименьшая кровопотеря – 337,9 [200,0; 600,0] мл по сравнению с двумя другими группами (p1,3 = 0,05; p2,3 = 0,04). Надо отметить, что во всех группах объем кровопотери оставался в переделах физиологически допустимой нормы.
Заключение. В результате проведенного клинико-лабораторного исследования обоснована целесообразность применения препаратов АСК и НМГ в качестве профилактики развития тромбоэмболических и плацента-ассоциированных осложнений у беременных с активацией внутрисосудистого свертывания крови и тромбоцитопенией, а также доказана безопасность применения данных групп препаратов при беременности.
Введение. Нарушения мозгового кровообращения (НМК) занимают третье место в структуре осложнений приема комбинированных оральных контрацептивов (КОК). В этиопатогенезе данного осложнения немаловажную роль играет скрытая предрасположенность к тромботическим состояниям – тромбофилия, которая реализуется в условиях применения гормональных контрацептивов.
Цель исследования: устaнoвить чaстoту выявлeния генетических тромбофилических дефектов системы гемостаза, вpoждeннoгo и пpиoбpeтeннoгo дeфицитa ADAMTS-13, aнтифoсфoлипидных aнтитeл (AФA), aнтитeл к кoфaктopaм фoсфoлипидoв и гипepгoмoцистeинeмии у пaциeнтoк с НМК нa фoнe пpиeмa КОК.
Материалы и методы. Проведен проспективный анализ 89 случаев применения КОК среди женщин репродуктивного возраста. Из них для исследования были отобраны 60 случаев, удовлетворяющих применяемым критериям включения и исключения. Группу I составили 30 пациенток, у кoтopых нa фoнe пpиeмa КОК имeли мeстo paзличныe вapиaнты НМК, группу II – 30 пациенток, пpимeнявших КОК в тeчeниe нe мeнee 1 гoдa бeз тpoмбoтичeских oслoжнeний.
Результаты. Нaибoльший pиск НМК нa фoнe пpиeмa КОК пpeдстaвляют пepвыe 2 мeс oт нaчaлa пpимeнeния. Сoмaтичeскиe зaбoлeвaния мaлo различaлись у пaциeнтoк гpупп I и II. В группе I у 5 из 12 (41,7 %) пaциeнтoк с вeнoзным тpoмбoзoм нe былo клaссичeскoй тpoмбoфилии, однако у 4 (33,3 %) жeнщин были выявлены aнтитeла к ADAMTS-13 в сoчeтaнии с пoвышeнием фактора фон Виллебранда (vWF). У пациенток с артериальным тромбозом и преходящими НМК (ПНМК) генетическая тромбофилия выявлялась реже: 1 (5,5 %) случай мутации фактора V Leiden в сравнении с пациентками, имевшими нарушения венозного кровотока (p < 0,05). У этой категории пациенток чаще выявлялись критериальные АФА (61,1 %), причем у 5 (27,8 %) пациенток было определено более одного вида критериальных АФА. В 4 (22,2 %) случаях это были пациентки с ишемическим инсультом, у 3 (37,5 %) из которых обнаружено сочетание трех критериальных АФА (triple positivity) и у 1 (12,5 %) – двух АФА (double positivity); процент выявления критериальных АФА среди них составил 50,0 %. Одна пациентка (double positivity) была с ПНМК.
Заключение. Во-первых, у пациенток с НМК при применении КОК в высоком проценте присутствуют генетические и приобретенные факторы, способствующие коагулопатии (86,7 %); во-вторых, при венозных тромбозах на фоне КОК преобладает генетическая тромбофилия (58,3 %), при артериальных тромбозах – циркуляция АФА (50,0 %); в-третьих, этиопатогенетическая роль циркуляции АФА в нарушении мозгового кровотока зависит от вида антител (критериальные АФА) и их титра; в четвертых, предсуществующая гиперкоагуляция, ведущая к НМК при использовании КОК, может быть связана с присутствием нескольких тромбофилических дефектов, не относящихся к классической тромбофилии.
Введение. Актуальность проблемы мужского бесплодия обусловлена нарастанием количества мужчин с заболеваниями репродуктивной системы, наиболее распространенным из которых является варикоцеле, диагностируемое в детском и юношеском возрасте. Ключевым моментом в оценке репродуктивного потенциала мужчин является определение уровня гормонов, таких как фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ), тестостерон, эстрадиол.
Цель исследования: сопоставить показатели гормонального статуса у подростков с варикоцеле и у мужчин с диагностированным бесплодием, выявить предикторы гипогонадизма в пубертатном периоде.
Материалы и методы. Мужчинам с диагностированным бесплодием и фертильным мужчинам было выполнено однократное определение содержания ФСГ, ЛГ, тестостерона и эстрадиола в сыворотке крови. Подросткам с варикоцеле и без варикоцеле определение вышеуказанных гормонов в сыворотке крови было выполнено в динамике с годовым интервалом между исследованиями за период от 14 до 17 лет. Проведено сравнение полученных результатов у бесплодных и фертильных мужчин, подростков с варикоцеле и без варикоцеле, в том числе между разными возрастами в обеих группах, а также сопоставлены показатели гормонального фона у мужчин обеих категорий и подростков в возрасте 17 лет.
Результаты. Установлены статистически значимые различия в уровнях гормонов у пациентов с бесплодием и варикоцеле и обследованных, не имевших репродуктивной патологии. Уровень ЛГ у бесплодных мужчин составил 5,01 ± 2,69 МЕ/л против 3,40 ± 1,17 МЕ/л у фертильных мужчин (р < 0,001), а уровень эстрадиола – 136,51 ± 92,79 пмоль/л у против 82,49
± 48,33 пмоль/л (р < 0,001) соответственно. При варикоцеле у подростков 15 и 16 лет диагностирован более низкий уровень ЛГ, чем у подростков без варикоцеле: в 15 лет – 2,71 ± 1,65 МЕ/л и 3,72 ± 1,92 МЕ/л (р < 0,0123) соответственно, в 16 лет – 2,81 ± 1,66 МЕ/л и 3,42 ± 1,16 МЕ/л (р < 0,0381). У подростков с варикоцеле, начиная с 15 лет, отмечено статистически значимое повышение уровня тестостерона в каждой последующей возрастной группе. У подростков без варикоцеле установлено статистически значимое увеличение уровня тестостерона только в возрасте 15 лет по сравнению с этим показателем в 14 лет. У подростков без варикоцеле в возрасте 14, 15 и 16 лет по сравнению с пациентами с варикоцеле тех же возрастных категорий выявлен статистически значимо более высокий уровень тестостерона: в 14 лет уровень тестостерона у подростков без варикоцеле составил 15,73 ± 7,2, нмоль/л, при варикоцеле – 10,61 ± 4,7 нмоль/л (р < 0,0007) соответственно, в 15 лет – 21,45 ± 9,57 нмоль/л и 13,60 ± 5,64 нмоль/л (р < 0,0001), в 16 лет – 20,02 ± 5,84 нмоль/л и 16,65 ± 6,44 нмоль/л (р < 0,0268). Значения ФСГ и ЛГ у инфертильных мужчин существенно превышали таковые у подростков с варикоцеле – 5,16 ± 2,67 МЕ/л и 4,1 ± 2,63 МЕ/л (р < 0,0081) соответственно, а уровень эстрадиола был значимо ниже – 136,51 ± 92,79 пмоль/л и 177,45 ± 70,63 пмоль/л (р < 0,001). У подростков без варикоцеле содержание эстрадиола было существенно выше, чем у фертильных мужчин – 181,87 ± 27,14 пмоль/л против 82,49 ± 48,33 пмоль/л (р < 0,001).
Заключение. Исследование гормонального фона у бесплодных мужчин позволило выявить уменьшение синтеза тестостерона, сопровождающееся более высокими уровнями ЛГ и эстрадиола, чем у фертильных мужчин. Поскольку выявлены существенные изменения в уровнях ЛГ и тестостерона у продростков с варикоцеле, а также у бесплодных мужчин, возможно именно эти гормоны могут выступать в качестве предикторов гипогонадизма в пубертатном периоде. У подростков с варикоцеле, учитывая прогрессирующее течение заболевания и диагностированный более низкий уровень тестостерона, необходимо дальнейшее наблюдение за уровнем гормонов для профилактики эндокринной формы бесплодия.
Материалы и методы. Выборка для настоящего ретроспективного исследования составила 696 женщин. Информация о возрасте менархе была получена при опросе женщин. С помощью полимеразной цепной реакции методом TаqMаn зондов проведено генотипирование трех полиморфных локусов rs4986938, rs1256031, rs10144225 гена ESR2. Функциональные эпигенетические эффекты менархе-ассоциированного полиморфизма rs4986938 ESR2 изучались с использованием он-лайн программ HaploReg.
Результаты. Установлены ассоциации полиморфизма rs4986938 гена ESR2 с возрастом менархе у русских женщин Центрального Черноземья России. У женщин, имеющих в генотипе аллель А полиморфизма rs4986938 ESR2 (генотипы A/A и G/A), менархе наступало в возрасте 12,71 ± 1,03 лет, что на 0,20 года позже по сравнению с женщинами, не имеющими в генотипе данного аллеля (генотип G/G), у которых менархе наступало в 12,51 ± 1,05 лет (pperm = 0,01). Полиморфизм rs4986938 гена ESR2 характеризуется выраженными эпигенетическими эффектами: влияет на афинность к пяти факторам транскрипции – CTCF, Nr2f2, Pax-6, Pax-8 и RAR, связан с энхансерными и промоторными участками в разных менархе-значимых тканях и органах организма, ассоциирован с экспрессией гена ESR2.
Заключение. Полиморфный локус rs4986938 гена ESR2 ассоциирован с возрастом менархе у женщин европейской части России.
НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
Статья посвящена теме использования комбинированных оральных контрацептивов (КОК) и проблеме риска нарушений мозгового кровообращения (НМК), связанного с приемом этих препаратов. Имеет тонкую грань между гинекологией, гемостазиологией и неврологией. Обсуждаются факторы риска тромботических осложнений при применении КОК, патогенетические механизмы нарушения церебрального кровотока, влияние гормональных контрацептивов на систему гемостаза, связи их использования с риском развития различных видов инсультов. Как один из наиболее важных факторов, определяющих повышенный риск НМК при приеме КОК, рассмотрена генетическая и приобретенная тромбофилия. Подробно описаны такие наиболее тромбогенные генетические полиморфизмы как мутация фактора V Лейден, полиморфизм гена протромбина G20210А и другие, их роль в развитии инсультов, включая условия применения КОК. Акцентировано внимание на наследственном и приобретенном дефиците АDАMTS-13 и антифосфолипидном синдроме как факторах, способствующих развитию инсульта у женщин, использующих гормональные методы контрацепции.
Для понимания роли антимюллерова гормона (АМГ) в развитии и течении генитального эндометриоза проведен поиск и анализ научных статей в открытых источниках: PubMed, Scopus, eLibrary. В обзоре описана роль АМГ у женщин, его значение в функционировании репродуктивной системы. Отмечено, что при развитии наружного генитального эндометриоза уровень АМГ в крови снижается, что может быть как следствием поражения яичников, так и одним из звеньев патогенеза заболевания. Описаны возможные негативные последствия оперативных вмешательств на яичниках и методы их предотвращения.
Задержка роста плода (ЗРП) – осложнение гестационного периода, определяющее перинатальную заболеваемость и смертность – сложная и многогранная медицинская проблема, которая не теряет своей актуальности. Нарушение развития плода и задержка его роста является результатом различных по этиопатогенезу патологических процессов, происходящих в системе «мать–плацента–плод». Одним из факторов, способных инициировать нарушения функции плаценты и маточно-плацентарного кровотока, является тромбофилия. В статье описаны клинические варианты ЗРП, этиопатогенетические факторы развития этого осложнения беременности (плацентарные, материнские, фетальные). Особое внимание уделено тромбофилии, генетической и приобретенной (вследствие циркуляции антифосфолипидных антител) и их роли в развитии этого осложнения беременности.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Эндометриоз передней брюшной стенки встречается редко – в 0,3–3,5 % случаев, диагноз установить достаточно сложно из-за неспецифичной картины, включающей боль в области передней брюшной стенки во время менструации. При клиническом обследовании может наблюдаться уплотненный участок на передней брюшной стенке, обычно в области задействованных в операции тканей. Ультразвуковой метод исследования (УЗИ) является простым, экономичным и надёжным методом выбора для диагностики экстрагенитального эндометриоза. В статье приводится описание клинического случая экстрагенитального эндометриоза с локализацией очага в прямой мышце живота в околопупочной области, с установленным диагнозом на основании УЗИ и подтвержденным морфологическим исследованием удаленного макропрепарата.
ЛЕКЦИЯ
Оценка сердечной функции плода – один из важнейших компонентов эхокардиографии плода. Нарушение функции связано с высоким риском неблагоприятных перинатальных исходов и даже антенатальной гибелью. Пренатальное выявление изменений в гемодинамике требует проведения незамедлительных дородовых действий, направленных на выявление причин и устранение последствий, которые могут потребовать консервативного лечения, внутриутробного хирургического лечения, а также досрочного родоразрешения в специализированном учреждении
ИЗ ИСТОРИИ
В статье рассматриваются исторические аспекты жизни, врачебной и научной деятельности греческого врачевателя Сорана Эфесского.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2500-3194 (Online)