ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования: у женщин с репродуктивными дисфункциями в анамнезе провести анализ эндометриальной экспрессии лейкемия-ингибирующего фактора (ЛИФ) в соотношении с эстроген-прогестерон-рецепторными характеристиками эндометрия.
Материалы и методы. В основную группу включены пациентки с бесплодием (n = 81) и ранними потерями беременности (n = 40) в анамнезе, в контрольную группу – 16 здоровых фертильных женщин. На 6–8 день после овуляции выполняли пайпель-биопсию эндометрия и получали образец периферической крови для оценки уровней эстрадиола и прогестерона. Проводили гистологическое и иммуногистохимическое исследование эндометрия с определением экспрессии эстрогеновых (ER) и прогестероновых (PR) рецепторов и ЛИФ.
Результаты. У здоровых женщин в среднюю фазу секреции выраженная экспрессия ЛИФ в железах (94 %; n = 15) и строме (88 %; n = 14) эндометрия определена достоверно чаще, чем у пациенток с репродуктивными дисфункциями – 69 % (n = 84) и 44 % (n = 53) соответственно (р < 0,05). Не было различий экспрессии ЛИФ в эндометрии в зависимости от вида нарушений репродукции. В когорте женщин с полноценным гормонально-рецепторным «ответом» эндометрия выраженная экспрессия ЛИФ в люминальном эпителии (87 %; n = 52 из 60) и строме (68 %; n = 47 из 69) определена значимо чаще (р < 0,01), чем у пациенток с недостаточными гормонально-рецепторными взаимодействиями (61 %, n = 27 из 44; 29 %, n = 20 из 68). Установлено, что при значении экспрессии PR в железах эндометрия H-score > 105 имеет место риск снижения экспрессии ЛИФ в 2,6 раза в поверхностном эпителии (OR = 2,6) и в 2,5 раза в строме слизистой тела матки (OR = 2,5). При гиперэкспрессии ER в строме эндометрия (H-score > 155) существует риск снижения ЛИФ в железах в 2,5 раза (OR = 2,5) и в 2,8 раза в строме слизистой тела матки (OR = 2,8).
Заключение. Установлена значимая связь между эстроген-прогестерон-рецепторным статусом эндометрия и активностью экспрессии ЛИФ. При полноценных гормонально-рецепторных взаимодействиях в эндометрии достоверно чаще определена выраженная эндометриальная экспрессия ЛИФ. Рассчитаны значения счета ER в строме и PR в железах эндометрия как прогностические факторы сниженной экспрессии ЛИФ в слизистой тела матки.
Цель исследования: оценить частоту развития осложнений после лапароскопических и гистероскопических операций при миомах матки.
Материалы и методы. Ретроспективно проанализированы результаты 378 лапароскопических и 292 гистероскопических операций по поводу миомы матки. У всех пациенток изучали наличие в анамнезе перенесенных гинекологических и сопутствующих хронических экстрагенитальных заболеваний, хирургических вмешательств, состояние менструальной, половой и репродуктивной функций. Всем пациенткам были проведены клинический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография и флюорография органов грудной клетки, определение группы крови и резус-фактора, гемостазиограмма, анализ крови на RV, ВИЧ и онкомаркеры, а также выполнено трансабдоминальное и трансвагинальное ультразвуковое исследование с помощью приборов SSD-1200 и SSD-2000 (Aloka Ltd, Япония). Проводили сравнительную характеристику пациенток, оперированных лапароскопическим и гистероскопическим доступом, в зависимости от возраста, от показаний к операции, по количеству миоматозных узлов, их расположению и локализации, по размеру матки, по распространенности экстрагенитальных и генитальных патологий, а также по видам операций. Осуществляли расчет частоты развития осложнений после операций (в %), средние арифметические величины (М), стандартную ошибку средней (m).
Результаты. Общая частота послеоперационных тяжелых осложнений после лапароскопических (2,7 ± 0,8 %) и гистероскопических (2,1 ± 0,8 %) операций при миомах матки не различалась (р > 0,05). Частота осложнений была существенно выше в группе женщин, оперированных лапароскопическим доступом, при симультанных операциях (12,3 ± 4,0 % против 0,6 ± 0,4% при несимультанных операциях), при количестве миоматозных узлов > 4 (3,9 ± 1,4 % против 1,1 ± 0,8 % при количестве узлов < 4), на фоне анемии (8,2 ± 2,9 % против 1,0 ± 0,58 % при нормальном содержании гемоглобина) и нарушении менструации (4,9 ± 1,8 % против 1,3 ± 0,7 % при нормальной менструации). Группы женщин, оперированных лапароскопическим и гистероскопическим доступом, отличались друг от друга по характеристикам миоматозных узлов: в группе женщин, оперированных лапароскопическим доступом, было больше среднее количество узлов (соответственно 2,9 ± 0,05 и 2,3 ± 0,04; р < 0,01), а также доля пациенток с 4 и более узлами (соответственно 53,7 ± 2,6 % и 30,1 ± 2,7 %; р < 0,001). Сравниваемые группы также различались по расположению и локализации миоматозных узлов.
Заключение. Риск послеоперационных осложнений при лапароскопическом доступе сравнительно высок при симультанных операциях, при количестве миоматозных узлов > 4, при наличии анемии и нарушении менструации.
Цель исследования: изучить возможности снижения частоты развития преэклампсии (ПЭ) путем дотации препаратов витамина D и кальция (Са) с начала II триместра беременности женщинам группы высокого риска развития ПЭ.
Материалы и методы. Обследована 101 пациентка из группы высокого риска развития ПЭ и проанализированы течение беременности и родов на фоне дотации препаратов витамина D и Ca. В сыворотке крови методом иммуноферментного анализа определяли содержание 25-гидроксихолекальциферола, витамин D-связывающего белка, эндотелина 1-38, измеряли уровень ионизированного Ca. Исследования проводили на сроке 14–16 нед беременности и повторяли через 1 мес и при родоразрешении. Контрольную группу составили 30 здоровых беременных на сроке 14–16 нед беременности, которые не принимали витамин D и препараты Ca.
Результаты. У беременных группы высокого риска развития ПЭ выявлен тяжелый дефицит витамина D и Ca. На фоне терапии препаратами витамина D и Ca отмечено двукратное снижение случаев ПЭ, трехкратное – синдрома задержки внутриутробного развития плода, уменьшение количества оперативных родоразрешений по экстренным показаниям.
Заключение. Назначение препаратов витамина D и Ca со II триместра беременности повышает обеспеченность витамином D, приводит к более благоприятному течению беременности, предотвращает развитие тяжелых форм и раннего начала ПЭ у пациенток группы высокого риска ее развития.
Цель исследования: изучить особенности распределения HLA-антигенов в супружеских парах, имеющих проблемы с наступлением и вынашиванием беременности, с последующей оценкой частоты встречаемости и наличия общих аллелей главного комплекса гистосовместимости у супругов с бесплодием и невынашиванием беременности.
Материалы и методы. Выполнено HLA-типирование 198 супружеских пар с отягощенным акушерским анамнезом. Главными условиями отбора супругов для исследования явились неудачные исходы беременностей или их отсутствие. Типирование HLA-антигенов класса I проводили с помощью стандартного микролимфоцитотоксического теста («Гисанс», Россия), класса II – методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени («ДНК-Технология», Россия). На основании данных акушерско-гинекологического анамнеза пациентов распределили на 2 подгруппы: первая – с бесплодием, вторая – с привычным невынашиванием. В группу сравнения включена 101 супружеская пара без отягощенного акушерского анамнеза, без инфекционных, эндокринных и анатомических нарушений с наличием 2 и более детей. Частоту встречаемости антигенов системы HLA классов I и II у женщин и мужчин из исследуемых групп сравнивали с таковой у здоровых лиц, проживающих в той же местности.
Результаты. В супружеских парах с привычным невынашиванием достоверно чаще обнаруживался антиген HLA-А11 у мужчин, реже – антиген HLA-В35 у женщин; у женщин в парах с бесплодием чаще выявлялся антиген HLA-A19 в сравнении с парами, имеющими детей. У женщин с бесплодием аллели HLA-DRB1*08 и HLA-DQA1*0401 встречались реже, чем у женщин без фертильных расстройств. В супружеских парах с бесплодием и привычным невынашиванием установлено статистически значимое преобладание 3 общих генов системы HLA класса II. Отсутствие в генотипах гомологичных аллелей системы HLA класса II характерно для супругов без фертильных нарушений.
Заключение. Типирование по системе HLA позволяет прогнозировать риск развития бесплодия и репродуктивных неудач в супружеской паре.НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
Цистит и другие инфекции мочеполовых путей (ИМП) у женщин репродуктивного возраста могут приводить к бесплодию, существенно осложняют течение беременности и вызывают многочисленные патологии плода. Антибиотикотерапия во время беременности – крайняя мера, поскольку сопряжена с высоким риском пороков развития плода. Эффективным и безопасным направлением терапии цистита и других ИМП, особенно во время беременности, является использование D-маннозы. Систематический анализ 32111 исследований указал на важность D-маннозы для гликозилирования белков протеома человека, поддержки функций иммунной, сердечно-сосудистой, мочевыводящей и других систем. Блокируя взаимодействие бактериальных фимбрий с эндотелием, D-манноза предотвращает адсорбцию различных бактерий (уропатогенных штаммов Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa, шигелл, лейшманий, микобактерий и др.) на поверхности тканей, что способствует профилактике рецидивирующих ИМП. Клинические исследования подтвердили высокую эффективность и безопасность использования D-маннозы и веществ-синергистов (антоцианины клюквы и др.) для терапии цистита и других ИМП.
Введение. Папилломавирусная инфекция (ПВИ) остается одной из важнейших проблем здравоохранения, поскольку значимо снижает качество жизни и стигматизирует пациентов. Также бремя рака шейки матки (РШМ) как наиболее тяжелого исхода ПВИ составляет 5 % от мирового бремени рака. Хотя вакцинация против вируса папилломы человека продемонстрировала эффективность, ее доступность в России продолжает оставаться невысокой. Поэтому важно оценить другие методы контроля ПВИ. Ряд исследований подтвердили эффективность глюкозаминилмурамилдипептида (ГМДП) при терапии заболеваний, ассоциированных с ПВИ, однако в доступной научной литературе не было найдено систематической оценки этих исследований.
Цель: исследовать данные об эффективности и безопасности ГМДП в терапии заболеваний и состояний, ассоциированных с ПВИ.
Материалы и методы. Использовали подход PRISMA. Был выполнен поиск публикаций в международных научных базах данных: научной электронной библиотеке, Google Scholar, ScienceDirect, библиотеке Кокрейновского сообщества, Pubmed/MEDLINE и в реестрах клинических исследований. Для систематического анализа использовали только полнотекстовые публикации. Оценивали уровень достоверности доказательств и методологическое качество исследований.
Результаты. Использовали поисковые запросы «глюкозаминилмурамилдипептид», «глюкозамин L’мурамил дипептид», «Н-ацетилглюкозаминил-H-ацетилмурамилдипептид», «ГМДП», «Ликопид», «Glucosaminylmuramyl dipeptide», «Glucosamine L'Muramyl dipeptide», «N-acetylglucosaminyl-N-acetylmuramyldipeptide», «GMDP». По результатам скрининга было отобрано 14 полнотекстовых публикаций. На финальном этапе были исключены обзорные статьи с вторичными данными, а также публикации в первоисточниках, вызывающих сомнение, включая прекратившие выпуск издания с неясным статусом рецензирования. В систематический обзор включили 7 публикаций с удовлетворительным методологическим качеством. Согласованными выводами исследований являются следующие: включение ГМДП в комплексную схему терапии ПВИ к деструктивным (хирургическим) методам лечения приводит к увеличению эффективности терапии и увеличению продолжительности ремиссии; деструкция кондилом в сочетании с курсовым приемом ГМДП более эффективна по сравнению с применением только методов деструкции в качестве монотерапии; ГМДП усиливает выработку цитокинов, оказывающих прямое противовирусное и антипролиферативное действие при ПВИ (интерлейкина-1, фактора некроза опухолей альфа, гамма-интерферона), приводя к нормализации показателей клеточного и гуморального иммунитета (Т-лимфоцитов, Т-цитотоксических лимфоцитов, B-лимфоцитов, а также лимфоцитов с фенотипом СD3+, CD4+, CD8+, CD16+, CD72+, продукции сывороточных иммуноглобулинов IgA, IgG, IgM). Высокая безопасность ГМДП подтверждается отсутствием сообщений о нежелательных явлениях.
Обсуждение. Рекомендацию по включению ГМДП в комплексную схему терапии ПВИ к деструктивным методам лечения можно отнести к категории сильных рекомендаций. Несовпадение вектора в направлениях российских и зарубежных научных работ может объясняться разницей в доступе к ресурсам и финансировании. Необходима проверка гипотезы о фармакоэкономической выгоде снижения вероятности рецидивов ПВИ после терапии ГМДП.
Заключение. Подтверждена высокая эффективность и безопасность ГМДП в составе комплексной терапии ПВИ. Необходимы дальнейшие исследования ГМДП с хорошо спланированным дизайном.
В представленном обзоре рассматривается эволюция взглядов и мнений врачей-офтальмологов разных лет по вопросам, которые касаются офтальмологических и акушерских подходов к ведению беременности и родов у женщин с миопией высокой степени, понимания проблемы профилактики угрозы развития отслойки сетчатки в родах во взаимосвязи с улучшением диагностических возможностей ретинальной патологии. Показано, что профилактика риска интрародовой регматогенной отслойки сетчатки с начала 80-х годов прошлого века была направлена на выявление в период беременности периферических витреохориоретинальных дистрофий как ведущего фактора риска регматогенной отслойки сетчатки в родах. Представлены данные о состоянии гемодинамики глаза и внутриглазном давлении у женщин в момент родов. Даны основные современные стратегии ведения беременных с наличием периферических витреохориоретинальных дистрофий в период беременности и родов; представлены показания к естественному родоразрешению при миопии высокой степени, абсолютные и относительные показания к его выполнению естественным путем. Это отражено в конкретных критериях отбора для естественного родоразрешения.
В статье представлены результаты исследований функциональной активности белка-транспортера гликопротеина-Р (Рgp, ABCB1-белок) и экспрессии гена MDR1/mdr1, кодирующего его, на протяжении гестационного срока у различных видов животных и человека. Показана связь функционирования транспортера с изменениями уровней гормонов при беременности. Приведены результаты исследований, свидетельствующих о влиянии полиморфизмов гена MDR1/mdr1 на проницаемость гематоплацентарного барьера для субстратов Pgp и формирование пороков развития плода. Отдельный раздел посвящен анализу принадлежности лекарственных препаратов, наиболее часто используемых в фармакотерапии беременных, к субстратам, индукторам и ингибиторам транспортера.
Цель исследования: выявить влияние мифов на научные представления о дифференцировке пола ребенка в дореволюционной России.
Материалы и методы. Материалами исследования выступили изданные в России в XIX – начале ХХ веков труды докторов, этнографов, мистиков из фондов Российской государственной библиотеки, а также рукописные тексты отдела рукописей. В работе использован сравнительно-исторический метод.
Результаты. В ходе исследования выявлено влияние религиозно-мистического представления на понимание процесса дифференцировки пола ребенка: представления о правой и левой сторонах тела женщины, о нравственном поведении мужчины, о влиянии менструального цикла в мистическом контексте, о поведении во время полового акта и др. Также рассмотрены методы угадывания пола и приметы, связанные с планированием пола будущего потомства у небеременных.
Заключение. Представления акушеров о дифференцировке пола ребенка в XIX – начале ХХ веков не обладали академической достоверностью и носили иррациональный характер.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2500-3194 (Online)