Перейти к:
Вирджиния Апгар: в борьбе за жизнь новорожденного
https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2022.302
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты врачебной и научной деятельности одного из величайших анестезиологов истории – Вирджинии Апгар.
Ключевые слова
Для цитирования:
Макацария Н.А., Миназетдинова Р.Н. Вирджиния Апгар: в борьбе за жизнь новорожденного. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2022;16(2):213-216. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2022.302
For citation:
Makatsariya N.A., Minazetdinova R.N. Virginia Apgar: in the struggle for newborn’s life. Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2022;16(2):213-216. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2022.302
Введение / Introduction
До середины ХХ века система оказания реанимационной помощи новорожденным практически отсутствовала, и показатели младенческой смертности были неутешительными. К решению этой проблемы приступила Вирджиния Апгар – известный анестезиолог, неуемная и харизматичная защитница младенцев, чьи остроумие и живой характер очаровывали всех, с кем она сталкивалась в своем постоянном стремлении улучшить здоровье матери и ребенка. Об этой женщине говорят, что она сделала для улучшения здоровья рожениц, новорожденных и еще не родившихся детей больше, чем кто-либо в ХХ веке [1].
Путь в анестезиологию / The way to anesthesiology
Вирджиния Апгар родилась 7 июня 1909 г. в Уэстфилде штата Нью-Джерси. Ее родители – Чарльз и Хелен Апгар старались привить своим детям тягу к знаниям и саморазвитию.
В 1925 г. за музыкальные успехи Вирджиния была удостоена стипендии на обучение в Массачусетском колледже по специальности «зоология». В 1929 г. после успешного окончания учебы и получения степени бакалавра она решила посвятить себя медицине. Началом этого пути стало обучение на факультете терапии и хирургии Колумбийского университета с 1929 по 1933 гг.
Будучи в резидентуре по хирургии в Пресвитерианской больнице, Вирджиния Апгар работала под руководством известного доктора Аллена Уиппла, который отговорил ее от продолжения работы по специальности, исторически жесткой по отношению к женщинам-врачам. Вместо этого он предложил ей заняться новой областью – анестезиологией. В то время анестезию проводили медсестры, врачи официально не обучались этой дисциплине. Вирджиния Апгар оказалась у истоков становления анестезиологии и реаниматологии как врачебной специальности. Молодому врачу посчастливилось учиться у влиятельнейших врачей того времени – Ральфа Уотерса и Эмери Ровенстайна [1]. В 1938 г., набравшись опыта и знаний, Вирджиния Апгар получила должность заведующей анестезиологическим отделением Пресвитерианской больницы. В рамках новой должности она приступила к набору и обучению студентов-медиков, анестезиологов и параллельно активно занималась наукой. В 1949 г. Вирджиния Апгар стала профессором факультета терапии и хирургии Колумбийского университета. Она была первой женщиной, добившейся подобного статуса в своем университете. Отделению Вирджинии Апгар приходилось выполнять большую работу в области анестезиологии в акушерстве. Малое количество доступной информации, высокий уровень материнской и младенческой смертности побудили профессора вплотную заняться этим вопросом.
Наследие Вирджинии Апгар / The legacy of Virginia Apgar
Однажды один из ординаторов, обучавшихся под руководством Вирджинии Апгар, решил уточнить у профессора, как провести быструю оценку состояния новорожденного. Вирджиния Апгар записала 5 объективных показателей, а именно: частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожных покровов (рис. 1). Это были стандартные признаки, за которыми в то время наблюдали анестезиологи. Именно этот вопрос стал точкой отсчета для создания известнейшей шкалы, используемой до сих пор.
Рисунок 1. Вирджиния Апгар осматривает новорожденного.
Figure 1. Virginia Apgar examining a newborn baby.
На основе оцениваемых показателей коллегами Вирджинии Апгар была придумана мнемоника на английском языке:
A – Appearance – цвет кожных покровов;
P – Pulse – частота сердечных сокращений;
G – Grimace – рефлексы;
A – Activity – мышечный тонус;
R – Respiration – дыхание.
Первые буквы оцениваемых показателей соединяются в фамилию профессора. Вскоре после этого на многих языках возникли свои мнемонические расшифровки.
Шкала Апгар стала революционной, это был первый клинический метод распознавания потребностей новорожденного как пациента.
На 27-м Ежегодном конгрессе анестезиологов США в 1952 г. Вирджиния Апгар представила первые результаты оценки состояния 1021 новорожденного на основании собственной шкалы. Уже через год было опубликовано крупное исследование «Новый метод оценки состояния новорожденного» [2].
В конце 50-х годов XX века Вирджиния Апгар совместно с клиницистами-экспериментаторами Стэнли Джеймсом и Дунканом Холадеем обследовали тысячи младенцев и обнаружили, что низкие баллы у новорожденного часто связаны с ацидозом, а общая анестезия, особенно циклопропан, усугубляют асфиксию новорожденных, в то время как местные анестетики такого действия не оказывали [3].
В 1959 г. после завершения обучения в Школе общественного здравоохранения Джона Хопкинса Вирджиния Апгар заняла пост директора отделения, изучающего врожденные пороки развития у детей, в Национальном фонде «Марш десяти центов» [3]. Деятельность благотворительной организации была направлена на борьбу с врожденными заболеваниями и детской смертностью, создавались программы для содействия иммунизации против краснухи, продвигалось использование резус-иммуноглобулина у беременных для предотвращения гемолитической болезни новорожденных и т. д. Вирджиния Апгар внесла огромный вклад в развитие Национального фонда: работала над фундаментальными медицинскими исследованиями (1967–1968), занимала должности вице-президента по медицинским вопросам (1971– 1974) и преподавателя медицинской генетики.
С 1965 по 1973 гг., будучи клиническим профессором тератологии, читала лекции в Медицинском колледже Корнельского университета. Вирджиния Апгар стала первой, кто занял должность преподавателя по этой специальности в педиатрии.
В 1972 г. профессор Апгар созвала первый комитет по перинатальному здоровью, который в течение 4 лет обсуждал план улучшения состояния матери и плода и подготовил исследование «На пути к улучшению исходов беременности», в котором излагалась модель регионализации перинатальной помощи в Соединенных Штатах.
Стремясь помочь родителям, Виржиния Апгар совместно с Джоан Бек написала популярную книгу «Все ли хорошо у моего ребенка?», в которой объяснила причины и методы лечения ряда врожденных дефектов, меры предосторожности, которые будущие матери могут предпринять [4] (рис. 2).
Рисунок 2. «Будь хорошим родителем для своего ребенка еще до его рождения» [4].
Figure 2. «Be a good parent to your child before birth» [4].
Награды Виржинии Апгар / Awards by Virginia Apgar
Женский медицинский колледж Пенсильвании и колледж Маунт-Холиок присвоили Вирджинии Апгар степень доктора (1964–1965).
Премия Американской женской ассоциации медиков и анестезиологического общества за выдающиеся заслуги (1966).
Почетный врач Колледжа медицины и стоматологии Нью-Джерси (1967).
За выдающиеся достижения Колумбийский университет вручил Вирджинии Апгар золотую медаль выпускников (1973).
Премия Ральфа Милтона Уотерса Американского общества анестезиологов (1973).
Звание женщины года в области науки по мнению журнала Ladies Home Journal (1973).
Выпущена почтовая марка Вирджинии Апгар в рамках Большой американской серии в ознаменование ее работы (1994).
Занесена в Национальный зал славы женщин США за достижения в науке (1995).
Заключение / Conclusion
Вирджиния Апгар скончалась 7 августа 1974 г. от цирроза печени в Колумбийском пресвитерианском медицинском центре, где прошли ее годы учебы и более двадцати лет профессиональной деятельности. В историю Вирджиния Апгар вошла как заботливый, увлеченный врач и ученый, обладающий невероятной энергией и множеством талантов. Профессиональная деятельность Вирджинии Апгар охватила не одну медицинскую специальность, а в некоторых из них она стала пионером. Наследие Апгар – это не только метод оценки состояния новорожденных, но и значительный вклад в области неонатологии и тератологии. Фамилия этой великой женщины звучит каждый раз, когда в роддоме любой страны мира появляется на свет ребенок и его показывают маме, объявляя рост, вес и, конечно же, баллы по шкале Апгар (рис. 3).
Рисунок 3. Вирджиния Апгар.
Figure 3. Virginia Apgar.
Список литературы
1. Tan S.Y., Davis C.A. Virginia Apgar (1909–1974): Apgar score innovator. Singapore Med J. 2018;59(7):395–6. https://doi.org/10.11622/smedj.2018091.
2. Apgar V. A proposal for a new method of evaluation of the newborn infant. Curr Res Anesth Analg. 1953;32(4):260–7.
3. Pearce J.M.S. Virginia Apgar (1909–1974): neurological evaluation of the newborn infant. Eur Neurol. 2005;54(3):132–4. https://doi.org/10.1159/000089084.
4. Apgar V., Beck J. Is my baby all right? A guide to birth defects. New York: Trident Press, 1972. 492 р.
Об авторах
Н. А. МакацарияРоссия
к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова
Researcher ID: F-8406-2017
Россия, 119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4
Р. Н. Миназетдинова
Россия
студент 6-го курса
Россия, 119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4
Рецензия
Для цитирования:
Макацария Н.А., Миназетдинова Р.Н. Вирджиния Апгар: в борьбе за жизнь новорожденного. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2022;16(2):213-216. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2022.302
For citation:
Makatsariya N.A., Minazetdinova R.N. Virginia Apgar: in the struggle for newborn’s life. Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2022;16(2):213-216. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2022.302

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.