Preview

Акушерство, Гинекология и Репродукция

Расширенный поиск

Материнская смерть в изобразительном искусстве: погружение в эмоциональный мир через картины великих художников

https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2023.423

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье представлены картины известных художников на тему «материнская смерть»: Эдвард Мунк «Мертвая мать и дитя», Пабло Пикассо «Материнство», Эгон Шиле «Беременная женщина и смерть» и «Умирающая мать», Фрида Кало «Мое Рождение», Густав Климт «Смерть и жизнь», а также дано их описание.

Для цитирования:


Макацария Н.А., Бицадзе В.О., Хизроева Д.Х., Червенак Ф.Э., Макацария А.Д. Материнская смерть в изобразительном искусстве: погружение в эмоциональный мир через картины великих художников. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2023;17(3):376-381. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2023.423

For citation:


Makatsariya N.A., Bitsadze V.O., Khizroeva J.Kh., Chervenak F.A., Makatsariya A.D. Maternal death in the visual arts: immersion into emotional world through the great artists' paintings. Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2023;17(3):376-381. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2023.423

Введение / Introduction

Материнская смертность – трагедия, оставляющая след в сердцах многих людей. Искусство, с его способностью выразить эмоции и вызвать эмпатию, становится средством для освещения этой темы. В данной статье мы проведем погружение в мир изобразительного искусства, рассмотрев картины великих художников, которые исследуют эту трагическую тему.

Обзор произведений, посвященных материнской смертности / Review of arts dedicated to maternal mortality

Материнская смертность оставляет свой отпечаток в истории человечества. Она вызывает недоявляетсяумение и горечь в наших сердцах, когда мы осознаем, что потеря матери, которая приносит жизнь, является болезненным и разрушительным событием.

«Мертвая мать и дитя» – полотно норвежского художника Эдварда Мунка, созданное в 1899 г. (рис. 1). Картина известна своей интенсивной эмоциональностью и символической глубиной, воплощающей одну из наиболее мрачных и тревожных тем в искусстве Мунка [1][2].

На картине изображены 2 фигуры: мать, лежащая на кровати или диване, и ее маленький ребенок, сидящий рядом. Общая атмосфера картины очень мрачная и грустная. «Мертвая мать и дитя» отражает тему смерти, потери и печали, которая часто присутствует в работах Мунка. Картина вызывает сильные чувства и погружает зрителя в мир глубокой человеческой боли и уязвимости перед неизбежностью смерти, захватывает мрачным настроением и глубокой печалью. Мунк создает силуэт плачущей матери, окруженной мрачными оттенками, чтобы передать тяжесть потери и отсутствие надежды.

Пабло Пикассо – испанский художник, график, скульптор и дизайнер, помимо прочего известен как основоположник кубизма [3]. Картина Пикассо «Материнство» представляет собой смелое исследование формы и эмоций (рис. 2). Художник использует геометрические фигуры и яркие цвета, чтобы передать душевную и физическую связь между матерью и ребенком. В то же время он обращает внимание на уязвимость материнства и риски, связанные с ним.

«Беременная женщина и смерть» (также известная как «Мать и смерть») – это живописная картина, созданная австрийским художником Эгоном Шиле (рис. 3). Тут изображены 2 главные фигуры: беременная женщина и Смерть. Женщина находится в центре картины, стоя на фоне темного и таинственного ландшафта. Ее тело изогнуто от беременности, и она держит руки на животе, что подчеркивает ее состояние ожидания материнства. Рядом с беременной женщиной стоит Смерть. Она представлена в виде мрачного скелета, покрытого темными плащом и капюшоном. Вся картина пронизана напряжением между жизнью и смертью и передает сложную эмоциональную атмосферу, в которой соприкасаются красота и ужас, надежда и отчаяние. Художник сочетает мрачные и экспрессивные тона, создавая напряжение и драматическую атмосферу [4, 5]. Детали, такие как скрученные позы фигур, ярко выраженные контрасты света и тени, усиливают эффект силы и эмоций произведения. «Беременная женщина и смерть» представляет собой визуальную метафору, исследующую темы жизни, смерти и материнства.

Картина поднимает вопросы о цикличности жизни и смерти, о вечном противостоянии их сил. В то же время она позволяет задуматься о более общих темах, таких как смысл жизни, справедливость и неизбежность смерти. Она вызывает смешанные чувства у зрителя, включая тревогу, размышления о бессмысленности и уязвимости жизни, а также о возможности обрести вечность через наследие и память. Используя символику и драматический посыл, автор призывает зрителя обратить внимание на важность каждого мгновения жизни и неотвратимость ее завершения. Он ставит перед нами вопросы о ценностях и природе человеческой сущности, о том, как мы относимся к противоречиям жизни и смерти. В целом, картина «Беременная женщина и смерть» является мощным произведением искусства, которое вызывает глубокие мысли и эмоции у зрителя. Она иллюстрирует трагическую, но неотъемлемую связь между жизнью и смертью, подчеркивая нашу уязвимость и одновременно способность найти смысл и прекрасное в этих противоречиях.

Картина «Умирающая мать» была создана Эгоном Шиле в 1910 г. (рис. 4). Эта картина является одним из самых известных произведений художника и воплощает его уникальный стиль и экспрессию. Эта работа вызывает сильные эмоциональные отклики у зрителя. Она представляет собой глубокий и интимный портрет умирающей матери, которая воплощает трагедию и мимолетность жизни. Такие произведения искусства помогают нам лучше понять и визуализировать тему материнской смертности через взгляд художников. Они заставляют нас сопереживать, переживать и проникаться глубоким пониманием того, что такие утраты оставляют в сердцах и душах людей. Произведения передают чувства печали, горя и потери, сопровождающие смерть матери. Они заставляют нас задуматься о ценности жизни и о ее хрупкости, особенно в контексте материнства.

Мексиканская художница Фрида Кало описала свою картину «Мое Рождение» как иллюстрацию ее представления о «моменте своего рождения» (рис. 5). Если говорить в целом, то на искусство Кало заметное влияние оказала мексиканская культура, а кроме того, искусство народов Америки [6].

На картине «Мое Рождение» заметно, как огромная голова Фриды появляется из чрева ее матери. Под телом матери видна лужа крови, которая может символизировать ее собственные грустные переживания из-за недавней потери ребенка – трагическое событие, которое повторилось неоднократно.

Лицо матери прикрыто простыней и, не зная реальности, может показаться на первый взгляд, что женщина погибла. Но в жизни она выжила после родов и, возможно, такая иллюстрация связана со смертью матери Фриды незадолго до написания этого произведения. Над родильной кроватью висит картина «Скорбящей Богородицы»: Святая Мария, ее лицо изображено в слезах, смотрит на происходящее с грустью и состраданием.

Произведение одного из крупнейших в мире символистов, австрийского художника Густава Климта (1862–1918) «Жизнь и смерть» – выдающаяся картина. Климт известен своими символическими и декоративными работами [7, 8], а «Жизнь и смерть» – это одно из его самых известных произведений, которое изображает 2 женские фигуры, связанные силой искусства и естественного цикла жизни. В левой части картины изображена женщина, представляющая жизнь, она олицетворяет юность и плодородие. Ее тело украшено цветами и зеленью, а ее поза выражает энергию и жизненную силу. В правой части картины – женщина, олицетворяющая смерть. Она представлена в темных тонах и ее тело украшено гробницей и венком, символизирующими конец и умирание. Ее поза и выражение лица отражают спокойствие и принятие смерти. Смерть смотрит открытыми глазами, зная, что она хочет. Что касается жизни, она символизирует радость, как радость от рождения ребенка. Но в природе иногда возникают осложнения. В частности, если говорить о рождении человека, то может возникнуть кровотечение или тромбоэмболия или много других фатальных ситуаций, в том числе и внезапных, т. е. никогда не стоит забывать, что смерть всегда рядом. Помня об этом, во многих случаях можно ее предотвратить.

Картина «Жизнь и смерть» говорит нам о балансе между жизнью и смертью, о преходящем характере жизненного цикла. Она отражает философские и эстетические идеи Климта о жизни, смерти и бессмертии, а также о взаимосвязи между миром природы и миром человеческой сущности. Сочетание этих двух фигур на одной картине подчеркивает идею о взаимосвязи и противопоставлении жизни и смерти. Жизнь представлена как временное и преходящее явление, которое расцветает и процветает, но всегда находится под угрозой смерти. Это напоминает нам о хрупкости жизни и о неизбежности ее конца, что придает картине глубокий философский смысл.

Рисунок 1. Эдвард Мунк. «Мертвая мать и дитя» (1899).

Figure 1. Edvard Munch. "The Dead Mother and Child" (1899).

Рисунок 2. Пабло Пикассо. «Материнство» (1905).

Figure 2. Pablo Picasso. "Motherhood" (1905).

Рисунок 3. Эгон Шиле. «Беременная женщина и смерть» (1911).

Figure 3. Egon Schiele. "Pregnant Woman and Death" (1911).

Рисунок 4. Эгон Шиле. «Умирающая мать» (1910).

Figure 4. Egon Schiele. "The Dying Mother" (1910).

Рисунок 5. Фрида Кало. «Мое Рождение» (1932).

Figure 5. Frida Kahlo. "My Birth" (1932).

Рисунок 6. Густав Климт. ««Смерть и жизнь» » (1908–1915).

Figure 6. Gustav Klimt. "Death and Life" (1908–1915)

Заключение / Conclusion

Рассматривая произведения на тему материнской смертности, нам удается заглянуть в эмоциональный мир и переживания, связанные с этой трагической проблемой. Каждая картина передает уникальные аспекты и эмоции, связанные с материнской смертностью, вызывая в нас сострадание, грусть и размышления о жизни и смерти.

Материнская смерть – это трагическое явление, которое затрагивает миллионы женщин по всему миру. Это проблема, которая вдохновляет художников, чтобы создавать произведения, отражающие боль, терзание и горе, горе утраты близкого человека в процессе родов или в результате осложнений, связанных с беременностью. Все эти картины обладают невероятной эмоциональной силой и являются своеобразным зеркалом реальности, сталкивающей нас с непредсказуемостью и болезненными аспектами жизни. Они напоминают нам о важности проблемы материнской смертности, о необходимости сосредоточиться на ней и предпринять действия для ее предотвращения.

Искусство имеет удивительную способность отразить глубину человеческих эмоций и вызвать эмпатию у зрителей. Картины известных художников, рассмотренные в данной статье, позволяют нам взглянуть на тему материнской смертности с новой перспективы, обратить внимание на ее важность и привлечь общественное внимание к этой проблеме. Они служат напоминанием о том, что необходимо продолжать борьбу за сохранение жизней матерей и создание безопасной среды для рождения новых поколений.

Список литературы

1. Эдвард Мунк. М.: Изд-во Третьяковская Галерея, 2019. 264 с.

2. Reinhold H. Munch: His Life and Work. London: Murray, 1984. 240 р.

3. Прокофьев В.Н. Феномен Пикассо. В кн.: Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании: Статьи разных лет. М.: Советский художник, 1985. 304 с.

4. Wilson S. Egon Schiele. Oxford, 1980. 80 р.

5. Kallir J. Egon Schiele, the complete works. New York: H.N. Abrams, 1990. 687 p.

6. Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. New York: Schirmer/Mosel, 2007. 259 p.

7. Астахов Ю.А. Густав Климт. Живопись и графика. М.: Изд-во Белый город, 2018. 240 с.

8. Карез П. Климт: Эпоха и жизнь венского художника. Роман-биография. М.: Молодая гвардия, 2019. 671 с.


Об авторах

Н. А. Макацария
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Макацария Наталия Александровна – к.м.н., доцент кафедры акушерства, гинекологии и перинатальной медицины Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова

Researcher ID: F-8406-2017.

119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4



В. О. Бицадзе
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Бицадзе Виктория Омаровна – д.м.н., профессор РАН, профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатальной медицины Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова

Scopus Author ID: 6506003478. Researcher ID: F-8409-2017.

119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4



Д. Х. Хизроева
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Хизроева Джамиля Хизриевна – д.м.н., профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатальной медицины Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова

Scopus Author ID: 57194547147. Researcher ID: F-8384-2017.

119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4



Ф. Э. Червенак
Больница Ленокс Хилл
Соединённые Штаты Америки

Червенак Френсис Энтони – д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии; зам. декана факультета международной медицины Школы медицины Дональда и Барбары Цукер в Хофстре/Нортвелл

10075 Нью-Йорк, 77-я ул., 100 Восток



А. Д. Макацария
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Макацария Александр Давидович – д.м.н., профессор, академик РАН, зав. кафедрой акушерства, гинекологии и перинатальной медицины Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова; вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов (РОАГ); Заслуженный врач Российской Федерации; Почетный профессор Венского Университета.

Scopus Author ID: 57222220144. Researcher ID: M-5660-2016.

119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4



Рецензия

Для цитирования:


Макацария Н.А., Бицадзе В.О., Хизроева Д.Х., Червенак Ф.Э., Макацария А.Д. Материнская смерть в изобразительном искусстве: погружение в эмоциональный мир через картины великих художников. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2023;17(3):376-381. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2023.423

For citation:


Makatsariya N.A., Bitsadze V.O., Khizroeva J.Kh., Chervenak F.A., Makatsariya A.D. Maternal death in the visual arts: immersion into emotional world through the great artists' paintings. Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2023;17(3):376-381. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2023.423

Просмотров: 1834


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 2313-7347 (Print)
ISSN 2500-3194 (Online)